Вернуться к списку проектов

Проведение исследования

1.1 История изучения Чингистауского региона

Могильник Каракемер был выбран для исследования не случайно. Он расположен в месте соприкосновения древних культур Алтая, Тарбагатая, Прииртышья с культурами великих металлургов Сарыарки. Кроме того, сам регион Чингистау еще с древних времен является мощным центром развития скотоводства, разработки рудных месторождений и крупным очагом становления археологических культур. В качестве вступления хотелось бы обратить внимание на памятники, уже исследованные разными учеными в предыдущее время. Научные исследования в Чингистауском регионе, в основном, были сосредоточены на берегах озера Сарыколь, расположенного в холмистой местности с южной стороны от Чингистауского хребта.

После II Мировой войны благодаря работам краеведческих экспедиций под руководством известного ученого АбусагитаЖиреншина, а также разведочным исследованиям сотрудника Центрального государственного музея в Алматы Л.К. Нифонтовой и ленинградского ученого С.С. Черникова памятники, расположенные на берегу озера Сарыколь, были внесены в списки археологических объектов.

Позднее, в 1980-е гг. уроженец этих мест А.М. Оразбаев осмотрел эти памятники и провел раскопки на нескольких курганах.

В годы независимости на протяжении нескольких полевых сезонов исследования здесь проводила экспедиция Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, в работе которой также принимали участие ученые из Казахского национального университета им. Аль-Фараби А.Б. Толеубаев и Г.К. Омаров. В составе этой экспедиции работали семипалатинский ученый-историк АмантайИсин, местный краевед-любитель КакенШылгаубаев, а также студенты Семипалатинского университета. В рядах археологов из КазНУ им. Аль-Фараби. В результате этих исследований было найдено большое количество интересных находок. Историк АмантайИсин посвятил им ряд публикаций в периодических изданиях и научных журналах.

Позднее в рамках государственной программы «Мәденимұра» на протяжении трех лет здесь проводились исследования по теме «Памятники тюркской эпохи Чингистау» под руководством известного археолога ЗайноллыСамашева. Непосредственно раскопки в рамках этой темы здесь проводил научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана, молодой исследователь ЕрденОралбай.

В 2012 году другой молодой археолог А.Е. Касеналин под руководством А.З. Бейсенова провел исследования оградок бронзового века № 5 и № 7 на берегу реки Копа в 10 км от озера Сарыколь. Результаты этих исследований вошли в коллективную монографию А.З. Бейсенова, В.В. Варфоломеева и А.Е. Касеналина «Памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры Центрального Казахстана», вышедшей в свет в 2014 году.

Как мы видим, все вышеперечисленные ученые ограничили свои исследования побережьем озера Сарыколь, что находится с южной стороны от Чингистауских гор. Конечно, раскопки и исследования на ограниченной территории в радиусе 10 км не могут помочь нам воссоздать целостную картину историко-культурных особенностей памятников Чингистау.

Начиная с 2012 года ведущим научным сотрудником Института археологии им. А.Х. Маргулана А.З. Бейсеновым, наряду с нашими разведочными обследованиями, были проведены раскопки на нескольких курганах «с усами». В результате разведочных работ по территориям сельских округов Токтамыс, Аркат, Медеу, Мукыр, Сарыжал, Олжай и Кундызды в список археологических памятников были включены более 50 курганных могильников раннего железного века. Эти могильники насчитывают в своем составе 33 кургана «с усами». Естественно, что это число в дальнейшем будет увеличиваться. Следует отметить, что в могильниках, в которых присутствуют курганы «с усами», их насчитывается один или два, очень редко до шести курганов «с усами» в одном комплексе. Наряду с разведочными работами были проведены исследования на двух курганах «с усами» в могильнике Айтуган I на склоне горы Керегетас, которая является отрогом горы Бугулы-Машан, а также на двух курганах «с усами» на памятниках Суыкбулак и Баймагуль, что расположены в сельском округе Кундызды.

Последние четыре года археолого-этнографическая экспедиция Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева проводит полноценные комплексные исследования в горах Чингистау. К этому времени уже составлен список из 270 памятников различных эпох, начиная с камня, бронзы, раннего железного века и тюркской эпохи. Наряду с этим, проведены раскопки памятников в сельском округе Олжай, могильников Айтуган и Кырыкунгир недалеко от аула Токтамыс, а также могильников Суыкбулак и Баймагуль в сельском округе Кундызды.

1.2 История изучения Приишимья

Ранний железный век время зарождения важнейших культурных инноваций. Именно в этот период окончательно складывается кочевое скотоводство, как наиболее рациональная форма хозяйства аридной степи, развиваются ремесло и металлургия. Нa территории Казахстана появляются первые протогосударственные образования, что говорит об эволюции общества и общественных отношений. Вопросы мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, а также социальной стратификации населения раннего железного века до сих пор остаются малоизученными. Эту проблему представляется возможным решить, используя данные погребальных сооружений.

При распределении курганов по высоте и диаметру можно выделить четыре группы, которые показывают достаточно сложную картину социума сакских племен Северной Сары-Арки. Известно, что размер насыпи в раннем железном веке зависел от того, на какой иерархической ступени общества стоял тот или иной индивидуум, захороненный в кургане. При этом, чем выше статус, тем больше размер кургана, мы можем утверждать о разветвленной социальной структуре внутри элиты кочевников Северной Сары-Арки т.е. внутреннее деление знатных кланов и отдельных индивидуумов по социальному статусу отразилось в варьировании размеров курганов.

На территории Сары-Арки в раннем железном веке была распространена тасмолинская археологическая культура. На раннем этапе тасмолинской культуры, на основании анализа погребального инвентаря выделяются три социальные страты: воинов-дружинников (погребения с полным набором вооружения), служителей культа (погребения с зеркалами, жертвенниками, наборами для татуирования) и рядовых общинников.

Появление первых крупных курганов в V-ІV вв. до н.э. говорит о начавшихся сложных социальных процессах в обществе номадов Восточной и Северной Сары-Арки в этот период: выделение знати - аристократических родов. Дальнейшее развитие социальных отношений приводит к появлению в ІV -ІІІ вв. до н. э. таких погребальных комплексов как Каракемер, Кенес, Обалы, Кара-Оба, Бесоба.

К первой группе относятся могильники наиболее элитарных групп населения. Элита (племенные и надплеменные вожди) обычно была погребена в отдельнорасположенных некрополях, представляющих цепочку или группу крупных объектов (чаще всего от 2 до 7 курганов): могильники: Бузулук II, Куйгенжар, Бесоба, Курское, Заречное, Двуречное, КалибекIII и пр. Ко второй группе можно отнести так называемые дружинные некрополи. Сопровождали «царские» захоронения, как правило, располагалась вокруг центрального большого кургана, либо в виде линии, часто нерегулярной к югу или северу (с отклонениями к востоку и западу) от главного кургана: могильники: Терисаккан, Молодежное, Волчьи Норы. К третьей группе относятся одиночные курганы. В начале раннего железного века появление одиночных курганов было связано с коренной ломкой хозяйственных основ с освоением степных территорий (курган Сарыоба), в ІV-ІІ вв. до н. э. социальное расслоение в среде северосарыаркинских номадов отражается на выносе курганов кочевой аристократии за пределы родовых могильников (курганы Сыганак, Кызылсуат, Баян, Коксенгисор и пр.).

Гунно-сарматская эпоха Сары-Арки хронологически охватывает период середина первого тысячелетия до н.э. – начало первого тысячелетия н.э. Исследованные комплексы рассматриваемой эпохи в регионе разбиваются на два хронологических периода: 2 в. до н.э. -1 в. н.э. и 2-4 вв. н.э. Всего в Северной Сары-Арке на сегодняшний день известно порядка 50-и раскопанных погребений. К ним относятся курганы 6,9 могильника Берлик 2; курганы 2,7,9,17,20 могильника Графские развалины; курганы 4,8 могильника Новоникольское; погребение 32 могильника Жабай-Покровка; курган 1 могильник Конурса; погребение 8 поселение Петровка; курганы 12,13 урочища Улыбай; курган 1 могильник Двойники; курган Жалтырь; курган у оз. Половинное; курганы 2-7 могильника Покровский; курган 1 могильника Соколовка; курган Наурзум; курган 3 могильника Саркара; курган Красный Яр; погребение Надеждинка 4; курган 4 могильника Ондырыс; курган Айдарлы, могильная яма 2 курган Сыганак.

В силу сильной разрушенности земляных насыпей обнаружение и вычленение памятников гунно-сарматской эпохи из общей массы комплексов раннего железного века затруднительно.

Памятники представлены только погребальными объектами. Курганы на местности чаще всего располагаются на территории могильников сакского времени. При картографировании исследованных памятников гунно-сарматской эпохи можно выделить несколько основных зон их концентрации. Регионом наибольшего сосредоточения является среднее течение реки Ишим, при впадении рек Жабай, Акан-Бурлук (административно территория Атбасарского района Акмолинской области и района им. Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области). Вторым по значимости регионом сосредоточения комплексов гунно-сармасткой эпохи является бассеин реки Шагалалы (Зерендинский район Акмолинской области).

Как уже упоминалось реди раскопанных погребальных сооружений раннего железного века Сары-Арки известны крупные, средние и малые по размерам курганы. По нашим материалам из их числа можно выявить курганы гунно-сарматского времени. По конструкции погребальной камеры к гунно-сарматскому времени мы можем отнести курган 1 могильника Кайракты. Такие детали, как подземный дромос длиной 7 м, устье которого «запечатано» глиняными вальками, вход в погребальную камеру также замурованный глиняными вальками – находит аналогии в катакомбах арысской культуры Южного Казахстана (IV в. до н.э.- VI в. н.э.). Такие конструкции известны и в Семиречье (Бериктас, Талгар). К.А. Акишев связывает их с хуннами. Наземная часть кургана Куйгенжар имеет структуру известную для этих территорий с раннесакского времени. Обязательной деталью является возведение «микровозвышения» над могилой. Оно могло быть как полым, так и сплошным. В завершающей стадии насыпь достраивали глиняными вальками («кирпичами»). В настоящее время они хорошо видны в профилях бровок кургана.

К гунно-сарматскому времени относится крупный курган Красный Яр, имевший глубокую (6,0 от древней поверхности) могильную яму с двумя горизонтальными перекрытиями на разных уровнях. На одном из них была разложена шкура жеребенка, остались череп и кости конечностей. В заполнении могилы встречены и кости коровы. Курган оказался грабленым. Бусы с внутренней позолотой и бронзовая пряжка с прямоугольным щитком датируют курган II в. до н.э. – I в.н.э. Рядовые погребения гунно-сарматского времени содержат погребения воинов с комплектом вооружения и конской уздой. Для этой категории курганов характерны подбои.

Таким образом, мы видим в Сары-Арке разнообразие погребальных конструкций на рубеже эр. Зафиксированы и раскопаны крупные курганы. Довольно ясно в материалах Сары-Арки проступает хуннский пласт. Наличие элитных курганов этого времени позволяет высказать предположение, что в Приишимье существовал крупный центр хуннских племен. Разнообразие типов погребальных памятников является отражением исторических процессов гунно-сарматской эпохи, свидетельством проникновения различных этносов на территорию Сарыарки. Локализация их в разных природно-экологических нишах определяет пути коммуникаций и миграции племен. Более детальное изучение и накопление материала позволит в будущем выявить хронологию проникновения инноваций на территорию Сарыарки в пределах II в. до н.э. – I в.н.э.

Сакральное пространство под насыпью кургана оформлялось различными способами. Основой является ограничение пространства с использованием различных вариантов – каменной конструкции, вала или рва. Многообразие типов погребальных сооружений, конструкции могильных ям сближают североказахстанские памятники с сарматскими комплексами Южного Зауралья. Предметный мир является общим по всей полосе степной и лесостепной Евразии. Распространение одних типов вооружения, конской узды ведет начало с гунно-сарматского времени.

Семь веков – это огромный по протяженности период, во время которого происходила неоднократная трансформация культур. Поэтому, исходя из объема накопленных источников, выделены два исторических этапа: II в. до н.э. – Iв.н.э. и II-IV вв. н.э. Остаются еще два столетия (V-VI вв. или конец IV – первая половина VI в.), которые предшествовали вхождению территории Сары-Арки в состав Тюркского каганата. Эти столетия являются наиболее «темными» для археологии Казахстана. Накопление такого количества источников, объем которых может позволить делать первые предварительные обобщения, – это задача будущих поколений археологов.

В период средневековья решающими для расселения людей на исследуемой территории были два фактора. Первый- это наличие мощных водных ресурсов, второй-это караванные пути, сходившиеся в этих местах. Наличие воды, многочисленные озера, богатые пастбищные угодья предоставляли условия для караванных маршрутов.

В регионе Северной Сары-Арке зафиксировано большое количество памятников средневековья. К ним относятся: курган Александровский, могильник Красное озеро , могильник Ольгинка Аршалынского района; могильник Джамбул, могильник Алгабас, могильник Бирлик, могильник Старый Колутон 1, могильник Зеленое I, II, Курган Соколь 2, могильник Бирлик 1 Астраханского района; могильник КаражарXV, поселение КаражарXII, могильник Митрофановка I, могильник КаражарIX, курган Полтавка 1, поселение ТельманкХVII, могильник Пригородное II, могильник Тимашевка Х, могильник Самарка ХV, могильник СмирновкаII, могильник ТастобеАтбасарского района и т.д. Одними из самых значимых из них являются городище Бозок, мавзолей Жанибек – хана, ставка Тауке-хана, историко-культурный комплекс Кумай.

В результате разведочного обследования Есильской археологической экспедицией выделены крупные территориальные образования, насыщенные культовыми объектами разных эпох. Комплексное исследование этих территорий с ландшафтных и историко-культурных позиций позволит трактовать их как особые сакральные территории. Наиболее ярким локальным регионом является территория Тенгиз-Коргалжынской впадины. Здесь, в месте впадения р. Нуры в систему Тенгиз-Коргалжынских озер, на протяжении 60 км зафиксировано 35 памятников в диапазоне от раннего железного века до нового времени. Это одиночные курганы, зимовки-кыстау и разнообразные по стилю и архитектуре сырцовые мавзолеи казахов. На этой территории находятся руины мавзолея Жанибек-хана XV в., стены которого были покрыты бирюзовой майоликой. Здесь, в низовьях р. Нуры находится средневековое городище Батагай. На нем в XIX в. еще стоял мавзолей и его зарисовал Ч. Валиханов. Два мавзолея (Сырлы-там, Сулу-там) упоминаются в исторических записках XIX в. Выгодное геостратегическое положение низовьев Нуры в центре казахских степей в сочетании с благодатными природными характеристиками края, концентрация пышных по оформлению культовых мемориалов в сочетании со знаковыми топонимами позволяют предполагать функционирование здесь сакрального центра периода Казахского ханства.

2.1 Описание региона

Изучаемые районы расположены в пределах Сарыарки (Казахского мелкосопочника), состоящего из системы низкогорий, невысокого мелкосопочника и степной полосы.

Северная Сары-Арка на юге достигает Нура-Ишимского междуречья, на севере ограничена Кокшетауской возвышенностью, на западе одной из крупных рек региона - р. Ишим, на востоке р. Иртыш.

Сары-Арказанимает большую часть территории Центрального Казахстана. На запа¬де она граничит с Тургайским плато, на востоке — с горной системой Саур-Тарбагатай, на севере - с Северо-Казахской равниной, на юго-западе - с Туранской низменностью. Протяженность ее с запада на восток составляет 1200 км, ширина в восточной части 400 км, в западной - около 900 км.Сары-Арка - очень древняя, сильно разрушенная горная область, состоит из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Сары-Арка образована из осадочных и магматических пород (гра¬нит, порфирит, кварцит) палеозоя. В формировании рельефа этих мест главную роль играли направление залегания пород и процессы выветривания. Поэтому эти низкие горы почти превращены в равнину. В некоторых местах остатки гор переходят в полого-холмистую равнину.На востоке мелкосопочника расположены наиболее высокие горы. К ним относятся Кызылрай - горно-сопочный гранитный массив (высшая точка Аксоран находится на высоте 1565 м), Каркаралинские горы (1403 м), Кент (1460 м), Чингистау (1300 м), Баянаульские (950 м). Они сложены в основном осадочными и магматическими породами, среди которых преобладают граниты, порфириты, кварциты, пес¬чаники и сланцы. На северных склонах растут сосновые леса, южные склоны голые и скалистые. У подножия гор встречаются скопления обломков горных пород (осыпи).

В западной части Сары-Арки выровненных и пониженных участков много, а останцовых гор и сопок встречается мало. Древние осадочные и магматические породы раннего палеозоя видны здесь только на высоких скалистых гребнях. А на равнинах и во впадинах они погребены под озерными и морскими отложениями палеогенового периода.

На формирование рельефа этой части Сары-Арки вместеспродолжительнымпроцессомвыветриванияповлиялииосадочные породы мелового и палеогенового периодов.

2.2 Рельеф и гидрография

Сары-Арка по геоморфологическому районированию занимает равнины Западно-Сибирской плиты в зоне сочленения с Казахским щитом и мелкосопочник, островные низкогорья и равнины Казахского щита. Рельеф представлен озерно-аллювиальными, аккумулятивными и денудационными равнинами (Силетинская, Атбасарская, Тенгизская, Каракемерская впадина) с наличием котловин, западин (Тенгиз-Кургальджинская) и низкогорно-мелкосопочных возвышенностей (Кокшетауская возвышенность, горы Сандыктау, Ерейментау, Шынгыстау).

Значительная часть региона площади заняты древними, сильно разрушенными равнинно-холмистыми мелкосопочниками.

Чрезвычайно характерны озерные котловины, разнообразные по размеру, глубине вреза и происхождению. Среди них выделяется Тенгиз-Кургальджинская впадина, занятая рядом пресных и солоноватых озер. Площадь, занимаемая впадиной составляет около 13 тыс.кв.км. Центральную часть ее занимают озера Тенгиз и Кургалжын, общей площадью около 1500 кв.км. Абсолютные высоты местности, расположенной севернее этих озер, колеблются в пределах 200-240 м.

Речная сеть не отличается многоводностью. Крупные реки, протекающие по территории Сары-Арки – р. Есиль (Ишим), Иртыш, Нура, Селеты, Шидерты, Токырау.

Есиль (Ишим). Является левым и самым длинным притоком Иртыша. Общая длина реки 2450 км. Начало своё она беретс северной окраины невысокого горного массиваНияз Казахского мелкосопочника, на высоте 560 метров над уровнем моря. Воды её текут с востока на запад, принимая ряд крупных притоков, стекающих с Кокшетауской возвышенности (реки Иманбурлук, Аршалы, Колутон, Жабай, Шортанды, Мойынды и др.).

Иртыш – самая длинная река-приток в мире. Площадь бассейна –1643 тыс. км².

Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш, Эрцисыхэ он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через БухтарминскуюГЭС, город Серебрянск и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семей. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш – Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.

В верховьях река течёт преимущественно на северо-запад и запад, в основном в узкой долине, в скалистых берегах. В пределах города Астаны Есиль принимает два небольших притока – ручьи Сарыбулак и Акбулак. Ниже Астаны пойма реки расширяется, и за Атбасаром направление меняется с запада на юго-запад. У города Державинска русло Есиля меняет свое направление на меридианное - резко поворачивает на север. Ниже Сергеевки река выходит на Западно-Сибирскую равнину и протекает по плоской Ишимской равнине в широкой пойме с многочисленными старицами, в низовьях проходит среди болот и впадает в Иртыш у села Усть-Ишим. Около Петропавловска направление реки незначительно меняется, она течёт на северо-восток.

Нура является крупнейшей рекой Нура-Сарысуйского бассейна. Образуется она в центральной части Казахского мелкосопочника двумя горными речками – Мотак и Ащису, стекающими с гор Керегетас и Каражал, на высоте 1100-1250 м над уровнем моря. Далее река течет в низких песчаных берегах. Близ границы северной Сарыарки в Нуру впадает ручей Шийла с низкими песчаными берегами. Ниже Шийлы русло Нуры делится на два рукава. Долина расширяется до 600 м, и покрыта заливными лугами с пышной травой. Длина реки 978 км, площадь водосбора – 58,1 тыс. кв. км. Основными притоками реки Нура являются реки Шерубай-Нура, Улкенкундызды и Акбастау.

Бассейн реки располагается на территории двух областей – Карагандинской и Акмолинской. Река протекаетчерез Коргалжынские озера и впадает в озеро Тенгиз на отметке около 304 м. Близ Астаны Нура близко подходит к Ишиму. Ныне функционирует канал Нура-Ишим.

Река Селеты, протекает по северо-восточной части региона. Своё начало она берет на севере Казахского мелкосопочника у впадин аула Бозайгыр. Течет по Западно-Сибирской равнине, проходит по территории Акмолинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей. Общая её протяженность составляет 407км. Основными притоками реки являются Шиили, Коянды, Акмырза,Жартас.

Шидерты–река в Карагандинской и Павлодарской областях Казахстана.

Длина – 502 км, площадь бассейна — 15,9 тыс. км². Берёт начало с Казахского мелкосопочника в 20 км западнее посёлка Кушокы. Впадает в озеро Шаганак (бассейн Иртыша). Площадь водосбора — 15 тыс. км². От села Акбулак на протяжении 200 км по руслу реки Шидерты идёт сток воды канала имени КанышаСатпаева (Иртыш — Караганда) в обратном направлении. Здесь созданы аккумулирующие водоёмы-гидроузлы, на трассе канала сооружено 13 водохранилищ. Питание снеговое, частично грунтовое.

Токрау Берёт начало от слияния реки Нурланаща и реки Егизкойтас на высоте около 901 м над уровнем моря.

Оканчивается в песках севернее Балхаша. В редкие годы, во время весеннего паводка, воды реки прорываются к Балхашу.

Питание в основном снеговое. На реке расположены сёла Актогай и Сарытерек, ниже которого русло наполняется только с марта по май, а также, реже, поздней осенью. В верховьях реки Токрау находится могильник Егизкойтас.

В целом для территории характерно небольшое число рек с преимущественно весенним стоком и относительно большое количество временных водотоков. Насчитывается около 4000 озер. Наибольшее их количество сосредоточено в Аккольском, Астраханском, Коргалжынском, Щучинском районах и в западной части Ерейментауского.

2.3 Климат

Климат исследуемого региона резкоконтинентальный, что объясняется его расположением внутри материка и отдаленностью от смягчающего воздействия океанов и морей. Лето достаточно жаркимое, зима относительно холодная. Средняя температура января −14°С −18°С, средняя температура июля +20°С +24°С. Изменения климата незначительны и зависят главным образом от рельефа.

Рассмотрев природные условия и физико-географическую характеристику данной территории, мы делаем вывод о том, что в силу своего географического расположения в центре евразийского континента Сары-Арка являлась так называемым перекрестком культур. Все миграции проходили через данную территорию, благодаря чему здесь обнаружены памятники практически всех эпох.

Сары-Арка – особый сакральный объект, культурный ландшафт которого представлен тысячелетней историей эпохи бронзы и периода ранних кочевников. На данной территории мы имеем сакральные центры, оставшиеся нам после жизнедеятельности кочевников предшествующих эпох, исследованием которых занимается археология.

Сакральный ландшафт – это географическое пространство, сформированное духовным человеческим опытом, как правило, представлен памятниками археологического наследия.

Исследование сакрального ландшафта северной и восточной части Сары-Арки требует систематизацию уже известных материалов c точки зрения новых доводов. Для рассмотрения известных нам археологических объектов служат регионы АкмолинскогоПриишимья (верховья Ишима и Тенгиз-Коргалжинская долина) Абайский район (Шынгыстау). На территории АкмолинскогоПриишимья известно 122 кургана кочевой знати. По плотности концентрации и особенностям планиграфических композиций они объединены в шесть локальных регионов, которые можно трактовать как сакральные центры раннего железного века. К ним относятся: окрестности города Астана, излучина р. Ишим, верхнее течение р. Акан-Бурлук, среднее течение р. Иман-Бурлук, нижнее течение р. Шагалалы, среднее течение р. Ащису. По оформлению подкурганного пространства, анализу горизонтальной и вертикальной структуры, находкам – они интерпретированы как храмы-святилища, как важный компонент сакральных центров.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Умиткалиев Улан Умиткалиевич

Руководитель проекта

Умиткалиев Улан Умиткалиевич – кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой археологии и этнологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.

Участники проекта: Т.С. Садыков, А.Т. Жанисов, Б.Ш. Шыныбеков, З.О. Ибадуллаева, К.К. Сарсембина, К.К. Рахимжанов, О.Д. Мысыр